Весовой контроль

Весовой контроль

    Посты весового контроля на дорогах общего пользования РФ действуют на основании ФЗ «О безопасности дорожного движения» №196 от 10 декабря 1995 года, Постановления Правительства РФ «О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования» от 26 сентября 1995 года. На основании указанных выше документов Министерством транспорта была разработана «Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ» от 08 августа 1996 года (зарег. В Минюсте №1146) (далее по тексту Инстукция). В соответствии с данной Инструкцией, контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов ТС возложен на (п.6.1. Инструкции) органы управления дорогами (дорожников), органы Российской транспортной инспекции (тогда РТИ, сейчас Федеральная служба по надзору в сфере транспорта) и Государственной автомобильной инспекции (тогда ГАИ, сейчас ГИБДД). Представители ГИБДД – имеют право останавливать транспортные средства (ТС) на стационарных постах для проверки документов, они же – обязаны и имеют право контролировать у водителей ТС наличие оформленных в установленном порядке разрешений и пропусков на перевозку тяжеловесных грузов и соблюдения водителями правил перевозки грузов (данное положение предусмотрено п.6.2. Инструкции). Поэтому, непосредственное определение нарушения в сфере перевозки тяжеловесного груза определяет только представитель ГИБДД (ГАИ), а уже по итогам проверки принимать меры к нарушителю(лям). Эти меры определены п.6.3. и 6.4. Инструкции и ч.2 статьи 12.21 КоАП РФ Статья 12.21.1. Нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ).

    Работники СПВК и ППВК имеют право:

    • останавливать транспортные средства, регулировать дорожное движение с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения;
    • совместно с сотрудниками соответствующих контрольных органов проверять наличие у перевозчика специального разрешения на транспортировку тяжеловесного груза и соответствие его реквизитов реальным параметрам транспортного средства, выполнение требований, изложенных в разделе специального разрешения "Особые условия движения";
    • принимать участие в качестве свидетеля в составлении сотрудниками уполномоченных контрольных органов протоколов об административных правонарушениях, совершенных водителем транспортного средства и (или) должностным лицом, ответственным за перевозку.

     
    Обязаности СПВК:

    • обеспечивают сохранность федеральных автомобильных дорог общего пользования путем выявления фактов несанкционированного проезда по ним транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось превышают ограничения, установленные соответствующими нормативами, включая временные ограничения, введенные в установленном порядке, и представления информации об указанных фактах сотрудникам соответствующих контрольных органов;
    • контролируют соблюдение российскими и иностранными перевозчиками установленного порядка перевозки тяжеловесных грузов;
    • проводят работу по предупреждению административных правонарушений при осуществлении перевозок указанной категории грузов;
    • проводят инструментальный контроль транспортных средств в части соблюдения перевозчиками установленных ограничений по их полной массе и осевым нагрузкам;
    • обеспечивают в установленном порядке метрологический контроль используемых средств измерения;
    • представляют сотрудникам уполномоченных контрольных органов информацию о выявленных фактах несанкционированного проезда транспортных средств со сверхнормативными значениями полной массы и (или) осевых нагрузок;
    • производят расчет компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам от проезда транспортных средств со сверхнормативными весовыми параметрами, в соответствии с Положением о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам, утвержденным Минтрансом России 30.04.1997 и зарегистрированным Минюстом России 20.06.1997 за N 1334;
    • доводят до владельцев (пользователей) транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы с нарушениями установленных ограничений, реквизиты для оплаты компенсации ущерба, наносимого федеральным автомобильным дорогам;


    ППВК осуществляют функции, изложенные в п. 3.2.4 настоящего Положения, а также могут привлекаться для контроля качества работы СПВК. Обратите внимание, что ППВК работают в светлое время суток по графику, утвержденному руководителем органа управления и согласованному с территориальными подразделениями Госавтоинспекции МВД России.

    Таким образом: при остановке транспортного средства в зоне действия знака «Пункт весового контроля» сотрудником поста необходимо:

    1. Обратить внимание на наличие форменной одежды, отличительного знака и экипировки.
    2. В случае их отсутствия, не покидая ТС, укажите регулировщику на незаконность его действий, нарушение ПДД, запишите его фамилию, звание, должность и причину остановки и выразите готовность продолжить движение по маршруту.
    3. В случае угроз и попыток задержать ТС укажите должностным лицам ПВК на противоправность их действий.
    4. При задержке ТС, попытке изъять разрешение на перевозку тяжеловесного груза, требованиях предъявить иные документы на груз или ТС, при иных нарушениях сделайте письменное заявление на имя руководителя поста весового  контроля о противоправности действий должностных лиц ПВК с привлечением максимального количества свидетелей.
    5. В случае наличия у регулировщика форменной одежды, отличительного знака и экипировки – запишите его фамилию, специальное звание, должность и причину остановки. Должностное лицо ПВК не только обязано знать наизусть основания остановки ТС, но и предоставить их в письменном виде по требованию.

    В случае подтверждения полномочий регулировщика на остановку ТС сотрудник весового контроля имеет право:

    1. проверить наличие разрешения на перевозку груза;
    2. предложить пройти инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам.

    Требовать или проверять какие-либо другие документы сотрудник ПВК не в праве.

    Прохождение весового контроля по соблюдению установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам должно быть оформлено актом, в котором должно быть:

    • дата, время и место составление акта;
    • наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта;
    • марка, модель и регистрационный номер транспортного средства;
    • владелец транспортного средства;
    • характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт);
    • маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км);
    • полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая;
    • расстояние между осями;
    • масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии).

    В акте отмечаются результаты сравнения:

    • весовых параметров ТС с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении;
    • установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования ТС.

    В случае расхождений акт по результатам взвешивания ТС направляется в территориальное подразделение ГИБДД и Федеральное дорожное агентство.
    Акт подписывается должностным лицом, осуществившим взвешивание ТС, составляется в двух экземплярах, один из них предоставляется водителю ТС.

    В случае сомнений в правильности измерения веса на пункте взвешивания потребуйте от представителей ПВК:

    1. сертификат об утверждении типа средств измерений. В приложении к нему указаны все модели производителя с техническими параметрами, среди которых есть погрешность измерения;
    2. свидетельство о поверке весов. Сертифицированные весы проходят очередную поверку раз в год. При поверке на весы (чаще всего на терминал, иногда на соединительные коробки) ставится клеймо, а предприятию выдается свидетельство с указанием срока его действия. По истечению этого срока показания весов считают недействительными.

    Весовое оборудование должно быть, во-первых, сертифицировано, а во-вторых, проверено органами Госстандарта. На пунктах весового контроля должны иметься сертификат и свидетельства о поверке, и любой водитель имеет право получить эти документы. В случае отказа пишите в акте проверке о несогласии с результатами весового контроля и причинах несогласия.

    В случае несогласия с результатами весового контроля в силу очевидных нарушений со стороны сотрудников ПВК, пишите в акте проверке «Указанные в акте фактические осевые нагрузки (общая масса ТС) не принадлежат управляемому мной автомобилю. Определить весовые характеристики моего ТС невозможно из-за следующих нарушений в работе ПВК (перечислите их!): … (например: «… процедура оформления акта не соблюдена, точность взвешивания, проведенного на весах ХХХ, не может быть признана достоверной ввиду того, что взвешивание спорного ТС производилось на стационарных весах ХХХ в динамическом режиме, при этом погрешность измерений увеличивается за счет динамических ударов по платформе и колебаний кузова, в акте не указана скорость автомобиля движении на платформе, в детализации расчета отсутствуют данные об учете погрешности весов; несмотря на несогласие с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, транспортное средство не было направлено на контрольное взвешивание… и т.д.)

    В случае направления на инструментальный контроль в части соблюдения установленных ограничений по полной массе ТС и осевым нагрузкам, необходимо проконтролировать действия сотрудников поста весового контроля и проверить документы, оформленные ими по итогам контроля.

    В случае оформления представителем ГИБДД «Протокола об административном нарушении» по документам, которые были составлены сотрудниками ПВК, действуйте следующим образом:
    Изучите внимательно предоставленный Вам протокол. Начните изучение с графы «Совершил нарушение». Если Вам вменяется нарушение перевозки правил тяжеловесных грузов, то в графе будет указано нарушение п.23.5 ПДД РФ.
    Следующей графой для изучения является «Ответственность, за нарушение, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях», в ней должна быть ссылка на часть 2 статьи 12.21 КоАП РФ.

    Особое внимание обратите на должность сотрудника, рассматривающего нарушение. Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе: начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель.

    В случае несоответствия должности, отказывайтесь от подписания данного протокола. О причине отказа укажите в протоколе, в графе «Объяснения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении».

    Причину отказа формулируйте следующим образом:
    «Сотрудник… (указываете его данные), нарушает п.5 статьи 23.3. КоАП РФ, в связи с чем считаю его действия незаконными. Остановка автомобиля с … по (указываете время) является простоем, совершенным по вине указанного сотрудника. О данном событии составлено заявление на имя старшего (стационарного поста ДПС, наряда и др.)».

    Обратите внимание на наличие фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Это – условие рассмотрения административного правонарушения представителями государственной инспекции безопасности дорожного движения и ГИБДД (ст.23.3 КоАП РФ). В случае их отсутствия укажите в протоколе на невозможность по этой причине идентификации нарушения и вменения его вам в вину.

    Забирайте Копию протокола и пишите заявление на старшего поста (наряда, командира полка, начальника ГИБДД). Время, потраченное на написание заявлений и жалоб при их оформлении, юрист Вашего предприятия может оформить как рабочее время, которое по судебному иску должно быть оплачено за счет представителя ГИБДД допустившего незаконное действие/бездействие.

    В пункте протокола «Протокол прошу направить для рассмотрения по месту жительства, учета транспортного средства» сделайте нужную отметку.

    В случае изъятия прав на управление ТС представителем ГИБДД необходимо указать ему о том, что лишение прав не является компетенцией ГИБДД. Решение по данному вопросу может принять только судья (ст. 3.8. КоАП РФ). Поэтому для ускорения решения вопроса о возвращении прав, в протоколе необходимо это отметить.