Виды Краново-Манипуляторных Установок

Виды Краново-Манипуляторных Установок

    Разделяют два основных варианта конструкции КМУ: с Z-образной стрелой и с L-образной стрелой (прямые телескопические с лебедкой). Они различаются по методу расположения оборудования по отношению к раме автомобиля. В Z-образной конструкции оборудование располагается поперек рамы манипулятора. В машинах L-образной конструкции крановая установка может быть установлена за кабиной водителя и вдоль рамы.

    У каждого из этих установок существуют свои положительные и отрицательные стороны. Например, КМУ с лебедкой позволяет достичь большего грузового момента, чем при использовании Z-образной конструкции. Также преимущество L-образной стрелы – возможность работы ниже уровня земли (например, это может потребоваться при опускании груза в котлован).

    В то же время, конструкции с Z-образным складыванием стрелы более компактны и обладают большей функциональностью, особенно при работе в стесненных условиях.

    Крано-манипуляторные установки выпускаются двух основных видов: гидравлические и тросовые. Также они различаются в зависимости от следующих характеристик:

    • предельной грузоподъёмности;
    • конструктивных особенностей рабочего оборудования;
    • способа монтажа.

    Гидравлические КМУ имеют жёстко скреплённый со стрелой крюк. Перемещение грузов происходит благодаря передвижению секций стрелы крана. Преимущество данного манипулятора в том, что раскачивание груза практически сведено к нулю. Рабочая зона стрелы достаточно широкая, что позволяет использовать КМУ в различных сферах деятельности. Например, они применяются при возведении автовышек. Специальные насадки позволяют превратить установку в бур или экскаватор. Гидравлические КМУ представляют собой наиболее современную технику. Самая популярная модель – установка австрийской фирмы Palfinger.

    Складываемые (гидравлические) крано-манипуляторные установки очень широко применяются в грузоподъемной технике. Транспортное положение гидравлических манипуляторов в сложенном виде, благодаря чему они достаточно компактны и не занимают много места. Легко устанавливаются за кабиной автомобиля и практически не выходят за габариты авто.

    Телескопические или их еще называют тросовые крано-манипуляторные установки пользуются огромной популярностью среди грузоподъемной спецтехники, а именно манипуляторов. Тросовые КМУ имеют телескопическую стрелу и тросовую подвеску крюка. Длина стрелы может быть от 8 до 25 метров, а грузоподъемность крана от 1 до 15 тонн. Манипуляторы оснащены двумя или четырьмя аутригерами (выносными элементами). Удобство и простота в работе позволяют эксплуатировать их максимально эффективно.
    Тросовые манипуляторы – классический вариант КМУ. Крюк в них подвешивается на тросе. Устройство стрелы телескопическое, состоящее из нескольких секций. Движение осуществляется с помощью лебёдки. Конструкция проста и надёжна, напоминает автокран. Она позволяет точно координировать движение груза, задавая вертикальное направление. Такие устройства могут перемещать грузы через стоящие на пути заграждения, опускать их ниже уровня земли, например, при ведении трубопроводов или устройстве колодцев. Продуманная конструкция обеспечивает плавность работы и практически неограниченный угол поворота. Самый яркий представитель тросовых манипуляторов – японский КМУ марки UNIC.

    Тросовые краны-манипуляторы существенно отличаются от гидравлических (или крюковых) манипуляторов. Итак, основные особенности тросовых КМУ:

    • Тросовые кран-манипуляторы способны обеспечить больший вылет стрелы, чем гидравлические.
    • Благодаря тросовой подвески крюка манипулятора можно более точно позиционировать груз. Таким образом, погрешность опускания минимальна, т.к. тросовый кран-манипулятор может поворачиваться вокруг своей оси.
    • Груз можно опускать любыми способами, в том числе непосредственно по прямой.
    • Многие краны манипуляторы позволяют опускать грузы ниже уровня земли, что бывает необходимо при строительстве подземных коммуникаций и котлованов.
    • Монтаж тросового кран-манипулятора не требует значительного места, что позволяет, в том числе использование автомобилей малой грузоподъемности.
    • КМУ устанавливается непосредственно на шасси автомобиля и приводится в действие с помощью вала отбора мощности и гидропривода.
    • В тросовых КМУ присутствуют автоматические системы безопасности, которые препятствуют крану-манипулятору подъем грузов, превышающих допустимый вес.
    • Выгодное соотношение цены и качества.
    • В отличие от гидравлических крано-манипуляторных установок, не имеющих тросовой подвески грузозахватного агрегата, тросовые кран-манипуляторы имеют определенные преимущества. Простота конструкции приводит к уменьшению количества узлов и шарниров, следовательно, меньше деталей подвержены износу, поэтому надежность повышается, а стоимость сервисного обслуживания понижается.
    • Важной особенностью является плавное безударное опускание груза на землю.
    • Поочередное выдвижение телескопических секций стрелы позволяет максимально использовать грузовой момент.
    • Тросовые КМУ позволяют поднимать и опускать грузы из-за всевозможных препятствий (стен, заборов, и иных препятствий).
    • Специальная многозвенная система безопасности, состоящая из датчика длины стрелы, датчика угла наклона стрелы, тензо-датчика в головке стрелы и концевого выключателя. Такая система позволяет точно отслеживать вес поднимаемого груза и запрещает работу с массами, превышающими заявленную грузоподъемность.